Все согласны с тем, что большим преимуществом железных дорог является их экологическая устойчивость. Вот почему люди склонны рассматривать железнодорожные перевозки с точки зрения преимуществ, а не недостатков. Железнодорожные перевозки считаются видом наземного транспорта будущего. Однако для компаний такие аспекты, как надежность, грузоподъемность и скорость транспортировки, также имеют решающее значение в дополнение к углеродному следу. Подробнее о транспортировке грузов по России ЖД транспортом читайте на странице https://tukcom.ru/biznes/gd_transport/ специализированного сайта.
Железнодорожные и автомобильные перевозки: конкуренция и взаимное дополнение
Двумя конкурирующими видами сухопутных перевозок являются железнодорожные перевозки и автомобильные перевозки. Внутреннее судоходство с его очень ограниченной сетью судоходных рек и каналов играет лишь второстепенную роль в качестве альтернативы наземному транспорту. Но слишком недальновидно рассматривать автомобильный и железнодорожный транспорт только как конкурентов. Они также могут дополнять друг друга в концепциях интермодальных перевозок. При этом слово “может” вряд ли подходит для описания большинства случаев – часто автомобильные перевозки не только могут дополнять железнодорожные, но и фактически вынуждены это делать: по крайней мере, в том случае, если пункт назначения отправления не подключен к железнодорожной сети или когда железнодорожная система перегружена.
Это заранее устраняет один недостаток железнодорожных перевозок. Далее собраны дополнительные минусы железнодорожного транспорта, не только для того, чтобы представить экологический баланс железных дорог как самый большой плюс, но и для облегчения принятия решения, в каких случаях какой вид транспорта лучше всего подходит.
Преимущества железнодорожного транспорта
Меньшее количество выбросов парниковых газов означает большую устойчивость
Электронная мобильность уже преобладает на железнодорожном транспорте. В Европе около 80 процентов всех километров, пройденных грузовым поездом, преодолевается на электричестве. Это означает, что даже сейчас прямых выбросов очень мало. В будущем, когда доля экологически чистой электроэнергии, используемой для питания локомотивов, постепенно увеличится, станет возможным чистый нулевой уровень выбросов от грузовых поездов. В настоящее время железнодорожный транспорт выделяет менее одной пятой парниковых газов, вызываемых автомобильным транспортом, на каждую перевезенную тонну и пройденный километр. Однако это связано не только с системой привода, но и с лучшим соотношением объема перевозки и необходимой рабочей мощности.
Эффективность благодаря высокой грузоподъемности
Говоря об объемах перевозок, грузовые поезда могут перевозить больше, крупнее и тяжелее грузов, чем грузовики. На дальних маршрутах это может быть эффективно не только с экологической, но и с экономической точки зрения. При перевозке маршрутными поездами возможно большое количество полных контейнерных грузов, то есть поезд перевозит только один груз, не разделяясь по пути следования. И в дополнение к полной загрузке контейнера (FCL), при перевозке грузов вагонами также возможны перевозки в контейнерах меньшего объема (LCL).
Безопасность
Риск железнодорожной аварии примерно в 40 раз ниже, чем при автомобильном транспорте. Это приводит к значительному снижению частоты отказов при отправках. А учитывая небольшое количество аварий на железной дороге, также снижается риск полной потери, что часто происходит после дорожно-транспортных происшествий с грузовиками.
Кроме того, существует меньший риск кражи. Для этого есть очень практические причины: к грузовикам на стоянках ворам легче добраться и, прежде всего, их легче разгрузить, чем грузовые вагоны на железнодорожном полотне. Вы не можете просто припарковаться рядом с вагонами и перегрузить контейнеры.
Возможность планирования
Строительные площадки и непредвиденные инциденты случаются с любым видом транспорта. На железнодорожных линиях могут выходить из строя сигналы или путевые переключатели. По крайней мере, поезда не могут застревать во внезапных пробках, как автомобильные перевозки, поскольку пропускная способность линий регулируется расписанием. Поэтому кратковременные задержки случаются реже.
Интермодальность
Стандартные контейнеры и прицепы могут перевозиться как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Это избавляет от необходимости длительной перегрузки. Контейнеры или прицепы просто поднимаются с поезда на грузовик или наоборот. Перегрузка между грузовыми поездами и контейнеровозами также происходит быстро, если портовая инфраструктура адекватна. Интермодальный потенциал компенсирует тот недостаток, что не каждый промышленный парк имеет железнодорожное сообщение.
Недостатки железнодорожного транспорта
Низкий уровень гибкости с точки зрения времени и местоположения
Высокая степень планирования железнодорожных перевозок имеет и обратную сторону: ограниченную гибкость. Грузовой поезд должен придерживаться расписания и не может отправляться спонтанно для выполнения неожиданного заказа на доставку. Таким образом, поезд не отличается гибкостью с точки зрения времени.
Кроме того, грузовой поезд может подъезжать только к местам с подъездными путями – грузовики по-прежнему незаменимы для перевозок «от двери до двери». Это также делает поезд менее гибким с точки зрения местоположения, чем автомобильные перевозки.
Транспортные расходы
Плата за использование железнодорожных путей часто выше, чем за использование автомобильных. Это приводит к тому, что ставки фрахта обычно выше стоимости автомобильных перевозок.
Выбросы шума
Любой, кто когда-либо слышал, как мимо проносится грузовой поезд, знает, что это значит. Без сомнения, грузовики тоже производят шум, но его нельзя сравнить с шумом поезда на полной скорости. Когда железнодорожные пути проходят через центр населенного пункта, это особенно проблематично для местных жителей. Могут помочь шепчущие рельсы и шумоизоляционные барьеры, но они являются дополнительными факторами роста цен.
Неоднородные стандарты
Национальные правила и различные технические стандарты даже в отношении ширины колеи (по-прежнему) неоправданно замедляют железнодорожные перевозки на границах стран. Может потребоваться смена машиниста поезда или даже локомотива, в то время как в дороге всю доставку может выполнить один человек на одном транспортном средстве.
Инфраструктура нуждается в расширении
Кроме того, недостаточно развитая железнодорожная инфраструктура является камнем преткновения для железнодорожных перевозок. Может курсировать только столько поездов, сколько позволяет железнодорожная сеть. Это может привести к нежелательному времени ожидания. Поскольку инфраструктура во многих странах не только ограничена, но и устарела, меры по расширению железнодорожной сети во многих местах дополняются неотложными работами по техническому обслуживанию. Ремонтные работы еще больше ограничивают и без того ограниченную пропускную способность железных дорог и увеличивают время транспортировки, в то время как неожиданное повреждение мостов или сигнальных будок может привести к отмене поездов.
Заключение
Экологические преимущества железнодорожных перевозок предоставляют компаниям возможность уменьшить собственное экологическое воздействие при отправке грузов, однако это может быть связано с более длительным временем ожидания, более высокими тарифами на перевозку и определенной степенью гибкости. По этой причине автомобильные перевозки по-прежнему будут незаменимыми как наиболее гибкий вид транспорта для многих транспортных нужд.